Мототехника – это общее понятие механического транспортного средства, созданное для перевозки людей и грузов, смонтированное на раме и оснащенное двигателем. Бывают варианты двух, трех и четырехколесные, а в качестве мотора служит бензиновый или электродвигатель. Приводные цепи с шагом: 9,525-25,4 мм широко используются в различных видах мототехники. В частности, они могут применяться в качестве прямого привода от выходного вала двигателя к звездочке заднего колеса или задней оси, если мы рассматриваем квадроцикл, так и ведущий вал гусеницы у снегохода или мотобуксировщика. В тяжелых вездеходах для передачи мощности к ведомым звездочкам осей колес многие производители используют цепь 16B-1 стандарта ISO 606 и ее усиленные варианты, которые в России никто не производит, а только продает купленные в Китае дешевые аналоги, как правило, не высокого качества.

Так же как мотоциклы и мопеды, любая другая мототехника классифицируется по объему и мощности двигателя, расходу топлива, максимальной грузоподъемности и скорости. В зависимости от этого, для каждого класса мототехники в качестве главного привода подбирается та или другая цепь.

Использование приводных цепей в мототехнике обусловлено высокими скоростями передачи крутящего момента, большим расстоянием между валами звездочек, быстрой заменой при обрыве или растяжении, возможностью передачи крутящего момента при отсутствии системы смазки, защитных устройств таких как кожух, работе при отрицательных температурах с возможным попаданием влаги, пыли и грязи в летний период, а так же снега и льда в зимний период эксплуатации. Кроме приводных роликовых цепей, в редукторах некоторых видов мототехники может использоваться однорядная, двухрядная и трехрядная приводная втулочная цепь, а также зубчатая приводная цепь КПП с односторонним и двусторонним зацеплением.

Производители, проектируя новые модели, зачастую не требуют изготовить новый вид цепи, а используют уже проверенные и испытанные варианты, зарекомендовавшие себя с положительной стороны у мировых лидеров рынка в аналогичных моделях техники, изготавливаемой внутри страны. В некоторых случаях, чтобы увеличить характеристики надежности и долговечности своей продукции, превзойти конкурентов и получить еще больше положительных отзывов от своих покупателей, производитель мототехники использует более мощную цепь с большим разрывным усилием, тем самым увеличивая стоимость конечного изделия, но и улучшая надежность продукции.

Примером такой модернизации можно назвать замену цепи действующего производителя на более качественную цепь альтернативного поставщика. При этом, чтобы осуществить такую замену, необходимо испытать образец, сопоставить стоимость и время наработки цепи, чтобы получить как экономический эффект, так и усилить данный узел, возможно проблемный и наиболее нуждающийся в модернизации по отзывам клиентов.

Еще один вариант модернизации того или иного узла мототехники, это использование цепи с таким же шагом, но усиленный за счет увеличенной толщины пластин, использования более прочных материалов, режимов термообработки, уплотнительных колец O-Ring, X-Ring и Z-Ring.

При выборе цепи для любого вида мотоцикла, мопеда или созданной на их базе мототехники, необходимо акцентировать внимание на следующие моменты:

Основными параметрами при выборе цепи являются ее размер, как правило указанный на упаковки или выбитый в виде клейма на боковых пластинах, длина цепи и ее тип. Наиболее распространенные размеры цепей это 420, 428, 520, 525, 530. В данной маркировке «зашифрованы» шаг цепи и ее ширина (расстояние между пластинами внутреннего блока или как его еще называют, высота ролика).

Расшифруем эти размеры на примере цепи 530.

530
Шаг цепиШирина цепи

5*25,4/8=15,875мм      3,0*25,4/8=9,525мм

Для определения шага цепи, первую цифру, в данном случае «5», необходимо умножить на 25,4 мм (один дюйм) и разделить на коэффициент 8. Таким образом мы получаем шаг цепи 15,875 мм или 5/8 дюйма.

Для определения ширины цепи (расстояния между внутренними пластинами) используем такую же формулу, где последние две цифры, в нашем варианте «3» и «0» (К примеру, для цепи 525 это число было бы 2,5) ставим через запятую, т.е. 3,0 умножаем на 25,4мм и делим на 8. Из этого расчета получаем ширину 9,525 мм. Эта величина является максимально допустимой. В каталогах и на сайтах разных производителей, в отличие от величины шага цепи, возможно увидеть разное значение этого расстояния, как правило оно равно 9,4 мм.

Другой параметр цепи, это ее длина, которая на одной модели мототехники может быть различной, в зависимости от числа зубьев ведущей и ведомой звездочек и зависит от количества звеньев цепи. Любая приводная цепь состоит из внутренних и наружных звеньев и соединительного звена, которое мы можем отнести к наружному. Для определения длины цепи мы считаем количество наружных пластин и умножаем полученное значение на два. Так же можно посчитать количество роликов, значение которого будет равно количеству звеньев цепи.

Еще одним параметром является тип цепи. Цепи для мототехники могут быть безсальниковые и сальниковые. Безсальниковая цепь всегда дешевле, но долговечность ее работы значительно меньше. Такие цепи в основном применяются для спортивных квадроциклов, кроссовых мотоциклов, эксплуатация которых происходит при экстремальных нагрузках и в условиях бездорожья, где скорость износа сальниковой и безсальниковой цепи происходит одинаково. Мопеды, маломощные квадроциклы и другие виды мототехники с маленьким объемом двигателя так же не имеет смысла оборудовать сальниковой цепью. В остальных случаях целесообразно применять сальниковые цепи, так как их ресурс работы значительно выше, чем у безсальниковых, за счет меньшего трения наружных и внутренних пластин друг о друга, а также втулки и пальца цепи.

Не секрет, что покупатели мототехники используют ее как на ровной дороге, так и в экстремальных условиях. Снегоходы, мотобуксировщики, мотособаки, вездеходы зачастую используются рыбаками и охотниками в зимний период времени во многих регионах. Квадроциклы и вездеходы широко распространены в летний период во всех регионах нашей страны, которые так же разнообразны по климатическим условиям, ландшафту местности и обрыв цепи в каком-либо узле, во время движения по болоту, снежной степи или в лесу при сильном морозе создаст очень большую проблему владельцу мототехники, даже если эта запасная часть есть с собой.

Компания ООО «Приводные цепи» имеет в своем ассортименте практически весь ряд продукции, которая используется в мототехнике как отечественного, так и импортного производства. Обратившись в нашу компанию, вы получите квалифицированную консультацию и помощь по подбору цепи. Если вы впервые столкнулись с необходимостью замены цепи на своей мототехнике, то вам в кратчайшее время помогут с ее идентификацией, проконсультируют по стоимости, наличии на складе, способе оплаты и доставки. Посоветуют варианты цепи различных производителей, имеющихся в наличии и под заказ, предложат вариант замены на более высокопрочный аналог в зависимости от вашего бюджета, условий и частоты эксплуатации техники.