Прототипом современного мотобуксировщика, является изобретение середины семидесятых годов прошлого века любителя охоты и рыбалки Фомичева Анатолия Васильевича, который задумался о том, чтобы заменить собачью упряжку, механическим устройством оснащенным двигателем, а в последствии воплотил эту идею в жизнь. Первый мотобуксировщик имел довольно примитивную конструкцию: оснащенные рулем управления сани с мотором от бензопилы Дружба или Урал. Впоследствии машина постоянно совершенствовалась с целью увеличения скорости, грузоподъемности и проходимости. Сначала был сделан лыжеуплотнитель, полый внутри металлический короб, что позволило увеличить проходимость мотобуксировщика. Далее модернизация коснулась гусениц, привода, корпуса и других элементов.
Изобретение Фомичева понравилось многим Советским ученым и конструкторам, но из-за отсутствия отраслевого применения так и не стало выпускаться серийно. Патент же на свое изобретение, конструктору удалось получить только в конце 90-х годов. В настоящее время, популярность этого вида транспорта среди любителей активного отдыха, охоты, рыбалки, с каждым годом только растет. Именно благодаря Анатолию Васильевичу современные производители выпускают множество различных вариантов мотобуксировщиков, применяя в конструкции своих моделей все более современные и надежные комплектующие, улучшают качество сборки и дизайн, чтобы удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями.
В настоящее время, в отличие от периода создания Фомичевым А.В. своего изобретения, изготовители мотобуксировщиков имеют возможность комплектовать свои изделия, как самыми бюджетными запчастями, так и запчастями премиального уровня качества. Каждый из таких производителей, как правило, ориентирован на свой круг покупателей, но некоторые из них могут предложить как дешевые модели, так и достаточно дорогие. Стоимость мотобуксировщика, как любой машины или оборудования, складывается из стоимости его комплектующих, технологических и научных решений, внедренных в конструкцию в целом или какой-то определенный узел, узнаваемости бренда и отзывов покупателей. Рассмотрим привод гусеницы мотобуксировщика, одним из основных элементов которого является приводная цепь.
Цепь мотобуксировщика передает крутящий момент с вала двигателя на вал гусеницы. В данном приводе, в зависимости от массы и мощности мотобуксировщика, используются цепи с шагом 12,7мм, 15,875мм, 19,05мм. Так как мотобуксировщик, в отличие от многих видов техники, изобретение, появившееся массово в нашей стране, элементами его конструкции были изначально детали и комплектующие, произведенные так же отечественными предприятиями. В силу своих размеров и мощности двигателя, первые единичные и серийные модели оснащались цепями по ГОСТ 13568-75(97): цепь ПР-12,7-18,2-1; цепь ПР-12,7-18,2; цепь ПР-15,875-23-1; цепь ПР-15,875-23. Позднее, в более тяжелых моделях, устанавливали цепь ПР-19,05-31,8.
С появлением возможности использовать комплектующие импортного производства и растущей конкуренции среди производителей мотобуксировщиков, приоритетом многих из которых является выпуск качественного и надежного изделия, а не максимальное его удешевление, привод мотобуксировщика оснащался цепью, качество и срок службы которой превосходили цепь отечественного производства. Некоторые производители стали применять цепи премиального качества, производства D.I.D. (Япония), делая данный узел одним из самых надежных во всей конструкции.
Несомненно, применение таких цепей, как и других высококачественных комплектующих, приводит к удорожанию мотобуксировщика, но данное решение является оправданным, так как обрыв цепи в пути, при движении в лесу или по заснеженному полю в мороз, весьма неприятная поломка, столкнувшись с которой, хозяин мотобуксировщика может попасть в экстремальную ситуацию с риском для здоровья и даже жизни.
Цепи мотобуксировщика, предлагаемые компанией ООО «Приводные цепи», произведены на заводе QINGDAO CHOHO INDUSTRIAL CO., LTD. Завод CHOHO – Крупнейший изготовитель мотоцепей в Китае, один из самых крупных в Азиатском регионе. Завод реализует свою продукцию более чем на 50 авто и мотоконцернов, производственные мощности которых расположены по всему миру. Основные покупатели цепей CHOHO, это такие ведущие концерны как, Yamaha, Suzuki, Honda, BMW, BYD, FORD, Geely и др. Цепи CHOHO произведены по японской технологии, на японском оборудовании, соответствуют всем международным стандартам.
Для владельцев и производителей мотобуксировщиков компания ООО «Приводные цепи» предлагает к поставке все виды цепей, применяемых на данной технике. Что касается владельцев, то многие, после покупки бюджетных моделей мотобуксировщика, наверняка очень быстро сталкивались с необходимостью замены цепи, т.к. установленная предприятием изготовителем цепь быстро растягивалась и выходила из строя. Это результат экономии на таком ответственном узле как цепной привод. Российские заводы цепей, как правило, заказывают цепи в Китае, на заводах, оборудование и технологический процесс которых устарели очень давно, качество используемого металла и термообработка на которых самое низкое, чтобы была возможность предложить «заводу цепей» из России самую выгодную цену.
Цепи завода CHOHO проходят жесткий контроль, предприятие имеет собственную лабораторию, где каждая партия выпускаемого товара подвергается проверке, статическим и динамическим испытаниям. Поэтому предложение ООО «Приводные цепи» на цепи мотобуксировщика, в соотношении «цена-качество» самое привлекательное на сегодняшний день на рынке. Несомненно, цепи CHOHO будут дороже для предприятия и для владельца мотособаки, чем бюджетные отечественные варианты, но ресурс работы этих цепей будет в несколько раз больше, а характеристики прочности и износостойкости превзойдут все ожидания.
Как мы описывали ранее, в основном для мотобуксировщика применяются цепи с шагом 12,7 и 15,875. Разберем их модификации и расшифруем обозначение на некоторых примерах.
- Цепь 428: Стандартная серия, шаг цепи 12,7мм. Отечественный аналог Цепь ПР-12,7-18,2. Толщина пластин цепи 1,6мм. Разрушающая нагрузка 19 кН.
- Цепь 428H: Стандартная серия, шаг цепи 12,7мм. Отечественный аналог отсутствует. Буква «H» говорит о том, что цепь усиленная, с увеличенной толщиной пластины. Толщина пластины 2мм. Разрушающая нагрузка 23 кН.
- Цепь 428HS: Супер-серия, шаг цепи 12,7мм. Отечественный аналог отсутствует. Буква «H» говорит о том, что цепь усиленная, с увеличенной толщиной пластины. Толщина пластины 2мм. Разрушающая нагрузка 23 кН. Буква «S» обозначает SUPER-серию. Применяются высоколегированные стали для всех деталей. В отличие от предыдущих серий, износостойкость цепи и ее элементов выше.
- Цепь 428HO: Стандартная серия, шаг цепи 12,7мм. Отечественный аналог отсутствует, а продукция, предлагаемая каким-либо «заводом цепей» имеет полностью или частично низкосортное Китайское происхождение. Буква «H» говорит о том, что цепь усиленная, с увеличенной толщиной пластины. Толщина пластины 2мм. Разрушающая нагрузка 23,1 кН. Буква «O» обозначает, что цепь сальниковая O-Ring, где сальник в сечении круглой формы. Цепь не требует дополнительного обслуживания.
- Цепь 428HX: Стандартная серия, шаг цепи 12,7мм. Отечественный аналог отсутствует, а продукция, предлагаемая «заводом цепей» имеет так же полностью или частично низкосортное Китайское происхождение. Буква «H» говорит о том, что цепь усиленная, с увеличенной толщиной пластины. Толщина пластины 2мм. Разрушающая нагрузка 23,1 кН. Буква «X» обозначает, что цепь сальниковая X-Ring, где сальник X-образного сечения. Цепь не требует дополнительного обслуживания.
На примере цепи 428 мы имеем возможность купить цепь мотобуксировщика различной серии и различного уровня качества. ООО «Приводные цепи» рекомендует как производителям мотобуксировщиков, так и их владельцам не экономить на этой детали, так как остаться во время зимней рыбалки на льду озера или реки, при невозможности транспортировать мотобуксировщик, цепь которого вышла из строя, удовольствие не из приятных. Поэтому переплата в 100-200 рублей за более качественную цепь не сильно опустошит кошелек владельца и значительно снизит риск получения навыков замены цепи мотобуксировщика в экстремальных условиях.
Отечественные производители мотобуксировщиков широко применяют приводные роликовые цепи в конструкции своих моделей. Наиболее популярные в России марки мотобуксировщиков с цепным приводом: Мужик, Бурлак, Baltmotors, Baks, Койра, Барс, Мухтар, БТС, Стем Север, PAXUS, Barboss, Райда, IRBIS, Мотодог, Помор, Волкодав, CRONUS, Рекс, Ураган и другие.
Основными регионами поставок цепей мотобуксировщика являются: Архангельская область, Республика Карелия, Мурманская область, Ленинградская область, Республика Коми, Новгородская область, Псковская область, Тверская область, Вологодская область, Костромская область, Ярославская область, Кировская область, Пермский край, Удмуртская республика, Свердловская область, Челябинская область, ХМАО, Тюменская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Алтайский край, Иркутская область, Республика Саха (Якутия) и другие, климат и природные особенности которых превращают мотобуксировщик в незаменимого помощника человека.
Купить цепь мотобуксировщика в компании ООО «Приводные цепи» возможно как отрезками необходимой длины, так и на катушках по 30 или 50 метров. Кроме цепей мотобуксировщика, возможно приобрести замки для цепи различной конструкции: на клипсе (пружине) и под расклепку. Квалифицированные специалисты компании всегда помогут подобрать цепь для вашей марки и модели мотособаки, предложить различные серии одной и той же цепи, которые постоянно имеются в наличии на складе.