Цепной привод для вездеходов Шерп

В вездеходе Шерп много мелких недочетов, но их существенно перевешивают потрясающая проходимость (на форумах ее иногда называют сверхпроходимостью), неубиваемый мотор, жесткое крепление колес к кузову, минимум деталей, высокая надежность. Единственный спорный узел в конструкции — цепная передача. Даже не сама передача, а ее исполнение, особенно в новых моделях. В статье расскажем об особенностях цепного привода вездехода Шерп, его проблемах и способах их устранения.

Пневмоциркуляционная подвеска без пружин и рессор

Одна из особенностей вездехода Шерп — пневмоциркуляционная подвеска. Колеса низкого давления соединены между собой воздушной магистралью. Когда одно колесо наезжает на препятствие, оно сминается, воздух частично переходит в остальные — так вездеход проходит по сложным поверхностям, преодолевает препятствия высотой до метра. Но главное — такое решение позволило полностью отказаться от механической подвески.

Колеса вездехода жестко крепятся к осям и вставляются в «корыто» кузова. Никаких пружин, рессор и рычагов не предусмотрено. Вся амортизация происходит за счет низкого давления в шинах и перехода воздуха из одной полости в другую. Результат — снаружи в подвеске вездехода ломаться нечему. Повредить толстые шины низкого давления почти невозможно. Проблемы вездехода скрываются внутри.

Недоработанная система смазки цепной передачи

В первых версиях Шерп цепи смазывались вручную, на малых оборотах. Затем в конструкции появилась система смазки с ручным управлением — нужно один раз в 8 моточасов включать подачу масла на несколько минут. В усовершенствованных моделях используется та же система смазки, а основная (шерповоды называют ее «короткая») роликовая цепь между КПП и ведущим валом заключена в масляную ванну.

Трансмиссия в вездеходе Шерп
Цепной привод в вездеходе Шерп

Сразу нужно сказать, что первая версия работала лучше и надежнее усовершенствованных. В походных условиях один раз в день смазать цепь было проще, чем использовать систему подачи масла с несколькими важными недостатками (записано со слов владельцев):

  • В базовой версии масла подается слишком много. Приходится дорабатывать систему, чтобы масло не разбрызгивалось по внутреннему пространству.
  • Поток масла невозможно контролировать. Есть вероятность, что смазана не вся цепь.

В третьей версии Шерп Макс появилась масляная ванна — производители решили усовершенствовать систему смазки. Но пока по отзывам владельцев получилось очень неудачно — разработчики рекомендуют проверять уровень каждые пять моточасов, расположили винт проверочного отверстия в очень неудобном месте. Первые масляные ванны недоработаны и часто протекают.

Проблемы с цепями

Цепная передача может работать даже в жестких условиях — если цепь, звездочки, валы, натяжители и другие детали сделаны и собраны качественно. Но судя по переписке на форумах, с обрывом цепи у вездехода Шерп сталкивался каждый владелец. Цепи быстро растягиваются, рвутся по замку или по звеньям.

При обрыве конец может повредить соседние детали или даже пробить днище. Так случилось у одного из владельцев нового SHERP MAX — при выезде на лед одновременно оборвало заднюю правую и переднюю левую цепь. Переднюю поменяли, но задняя загнула натяжитель и установить новую не удалось. Вездеход доехал до трассы только потому, что у водителя были запасные цепи — в Шерпе можно отключить одно или два колеса и машина останется на ходу.

Пользователи уже несколько лет обсуждают конструкцию, ищут решения, приводят сведения из справочников Анурьева и Чернавского, пытаются провести расчеты по ГОСТ. Одни утверждают, что трансмиссия перегружена и поэтому цепи не выдерживают, другие — что по параметрам все в порядке и проблема в качестве цепей. Тем более что у первых версий Шерпа таких частых проблем с цепной передачей не было.

Как решить проблемы с работой цепей

Решение должно быть комплексным. Для начала нужно изменить или доработать систему смазки. Некоторые владельцы начинают мастерить в гаражах свои варианты:

  • полностью убирают короткую цепь и заменяют на передачу другого типа;
  • устанавливают или дорабатывают масляную ванну так, чтобы не было потеков и не нужно было туда постоянно заглядывать;
  • меняют форсунки системы смазки длинных цепей, чтобы уменьшить количество масла.

В результате цепи смазываются более качественно и служат дольше. Но отсутствие смазки — не единственная проблема передачи. Основное — это некачественные цепи, которые быстро изнашиваются и рвутся даже на новых вездеходах Шерп. Решение только одно — заменить приводные цепи на более качественные. То есть использовать не ноу-нейм продукцию сомнительного качества, а нормальные брендовые цепи, которые не подводят в критической ситуации и выдерживают серьезные нагрузки.

Производители используют разные технологии обработки цепей. Мы работаем с японской компанией DID, поэтому точно знаем, как они делают цепи:

  • Используют равномерную термообработку пластин и замков. Детали производят из качественной стали, которая проходит полный цикл термообработки. Равномерная закалка исключает появление внутренних напряжений и внешних дефектов: серповидности, раковин, трещин.
  • После закалки пластины проходят дробеструйную обработку. Мелкие твердые частицы наносят точечные удары, повышают прочность, устойчивость к динамическим нагрузкам.
  • Цельная втулка (без шва). Бесшовная втулка лучше скользит, удерживает смазку и повышает износостойкость на 50%.
  • Точная калибровка отверстий. При изготовлении используют переходную посадку — вариант, который позволяет получить максимально точное соединение ролика с отверстием.
  • Цепи предварительно натягивают. Процедуру проходит 100% цепей DID — изделия тянут под рабочей нагрузкой, чтобы не было начального растяжения после установки. Заново натягивать цепь через несколько моточасов не придется.

Цепи производятся в Японии и проходят сразу несколько проверок на заводе — в техпроцессе заложены проверки после изготовления, звеньев и роликов, калибровки, термообработки, сборки, растяжки, упаковки. Производственный процесс состоит из целого цикла проверок, которые японские рабочие неукоснительно выполняют.

Цепи для установки на вездеходы Шерп

Классическая цепь DID 16B-1 по стандарту ISO-606 (DIN 8187). Это надежная конструкция японского производства, которую выпускают с точным соблюдением технологии.

Классическая цепь DID 16B-1 по стандарту ISO-606

Классическая цепь DID 16B-1 по стандарту ISO-606

Схема классической цепи DID 16B-1 по стандарту ISO-606

Цепи комплектуются соединительными звеньями XT Power Link, которые проходят такую же обработку и не уступают по прочности звеньям. Подробнее о конструкции, размерах и параметрах — на странице цепи DID 16B-1.

Цепь с увеличенным ресурсом DID 16BLX с уплотнительными кольцами X-ring. Уплотнительное кольцо с X-образным сечением расположено между пластинами внутреннего и внешнего звена. Уплотнитель удерживает внутри смазку, не дает грязи попасть на контактные поверхности.

Цепь с увеличенным ресурсом DID 16BLX с уплотнительными кольцами X-ring

Цепь с увеличенным ресурсом DID 16BLX с уплотнительными кольцами X-ring

Схема цепи с увеличенным ресурсом DID 16BLX с уплотнительными кольцами X-ring

Такая цепь в одинаковых условиях требует меньше обслуживания, реже смазывается и служит в два раза дольше моделей с O-образным сечением кольца и в 5-6 раз дольше цепей без уплотнителей. Конструкция с уплотнительными кольцами может стать альтернативой масляным ваннам и постоянной смазке передачи.


После установки качественной цепи обрыв может случиться только из-за реальных недоработок конструкции — например, нарушения положения звездочек. Если передача настроена правильно, цепь не доставляет хлопот.