Какой привод для мотоцикла лучше

Привод для мотоцикла

Какой привод для мотоцикла лучше?

Начнём с того, что на данный момент в мотоциклах применяется три вида главных передач: цепная, ременная и карданная. И, само собой, у людей возникают споры о том, какой привод им необходим. Ответ на этот вопрос неоднозначен, по этой причине обратимся к каждому из трёх представленных типов передач.

Цепной привод

цепной привод

Выбор цепного привода предпочтителен для тех людей, которым хочется выжимать из своего мотоцикла максимум, а также нравится как можно чаще заниматься своим мотоциклом.

Из положительных сторон такого типа привода отметим компактность и легкость цепной передачи. При хорошем регулировании и смазке цепи передача энергии будет осуществляться самым эффективным способом, в таком случае потери при передаче мощности на колесо станут минимальны и составят порядка 5%. Кроме того, цепной привод имеет низкий показатель неподрессоренной массы и довольно дешёвый в производстве. Ещё одним положительным качеством цепного привода является возможность с легкостью изменять передаточное отношение главной передачи посредством замены ведущей и ведомой звездочек.

Среди всех трёх типов цепной привод более остальных зависим от ухода. Так довольно часто хозяину цепного привода будет необходимо смазывать цепь, в особенности, если она подвергается воздействию дождя. Стоит помнить и об изнашивании цепи. Примерно 20 000 км при соответствующей заботе являются сроком жизни цепи. Однако, при помощи установки закрытого кожуха или системы автоматической смазки, имеется возможность продления отведённого цепи срока службы. Но даже это не избавит цепь от растягивания и провисания. Также помните, что с увеличением мощности двигателя будет уменьшаться время службы цепи.

Вследствие совершенствования цепей с герметизированными шарнирами была решена часть проблем, присущих стандартным роликовым цепям, так как происходило предотвращение попадания грязи во вращающиеся втулки и удержание смазки внутри этих втулок.

Работа всех цепей осуществляется в паре со звездочками, имеющими небольшую стоимость, но, вместе с тем, неслабую скорость изнашивания приближенную к таковой у цепей. Постоянное взаимодействие вращающихся роликов цепи и звёздочек постепенно «сжевывает» зубья последних, в результате чего появляется потребность в их замене в сборе с цепью. Закрепление ведущей звездочки происходит на свободном конце вторичного вала коробки передач. Ведомую звёздочку, как правило, устанавливается на маятник, в котором происходит закрепление колеса, или на саму ступицу (когда речь идёт о консольном маятнике). Далее, более подробно об устройстве цепи.

Устройство приводной цепи

  • Основными составляющими стандартной роликовой цепи являются внутренние и наружные звенья. Каждое из внутренних звеньев включает в себя две боковые пластины, две полые втулки, запрессованные в отверстиях боковых пластин, и два ролика, которые расположены на втулках. Наружное звено, в свою очередь, включает в себя две боковые пластины и два пальца (штифта, валика), запрессованные в отверстия боковых пластин. Составление цепи из отдельных звеньев происходит, когда пальцы внешних звеньев вводятся в полые втулки внутренних звеньев. У роликов имеется возможность свободного вращения на втулках, а втулки вращаются на пальцах. Стандартные цепи роликового типа - самые бюджетные, а также хороши для установки на малокубатурные мотоциклы и не выделяющиеся дороговизной среднекубатурные.
  • Цепь типа O-ring. В плане конструкции, по большей части, цепь типа O-ring аналогична той цепи, что мы рассматривали ранее. Отличием от предыдущей цепи является наличие кольцевых уплотнений (O-ring) расположенных между боковыми пластинами роликовых и втулочных звеньев. За счёт этих уплотнений происходит герметизация смазки, которая используется при смазывании втулок во время сборки. Кроме того представленные кольцевые уплотнения O-ring предотвращают попадание грязи и влаги.
  • Цепь типа X-ring. Подобны цепям предыдущего типа, отличием же является X-образная форма кольцевого уплотнения в поперечном разрезе. За счёт X-ring улучшается герметизация, а потеря при трении кольца о боковые пластинки становится ниже.

Цепи этих двух типов имеют повышенные цену и вес, однако взамен увеличенной стоимости происходит компенсация большим сроком использования. Но стоит помнить, что параметр прочности цепи немало зависит от материала, использующегося при изготовлении цепи и того, как будет происходить закрепление пальцев в боковых пластинах. Что касается гоночных байков, то время службы цепи не так важно, по этой причине цепи для гоночных байков отличаются тонкостью и легкостью, а также, зачастую, происходит использование прорезей в боковых пластинах и полых пальцев. Герметизация и долгая служба, в этом случае, игнорируются ради достижения иных целей. Обобщая, устранение лишнего веса является одной из ключевых задач, когда дело касается гоночного байка.

При принятии решения замены цепи и покупке новой необходимо учитывать ее размеры. Как правило, цепи обозначаются шифром состоящим из трёх цифр, к примеру, 415. В данном случае цифрой 4 обозначается шаг цепи (являющийся показателем расстояния между центрами двух смежных пальцев), и выражается в восьмых долях дюйма. Пара следующих цифр служит обозначением ширины вращающихся роликов, выраженной в восьмидесятых долях дюйма. Иначе говоря, число 15 является обозначением того, что ширина равна 15/80 дюйма. Бывают случаи, когда происходит изменение, производителем, последней цифры, что делается для обеспечения информации об усиленной версии цепи, которая обладает тем же шагом и той же шириной, но более толстыми боковыми пластинами.

Ременной привод

цепной привод

Современный ремень состоит из внутреннего корда из искусственного волокна (зачастую происходит применение кевлара), который заливается в резину. За счёт использования зубьев, расположенных на внутренней поверхности ремня, происходит исключение проскальзывания, а также осуществляется обеспечение той же эффективности, как и у цепной передачи. Величина шкивов должна превосходить таковую у звездочек главной цепной передачи для уменьшения изгиба в процессе набегания и сбегания ремня; кроме того, таким образом, гарантируется распределение передачи по максимальному количеству зубьев, благодаря чему произойдёт уменьшение нагрузки на каждый из этих зубьев.

Говоря о ременном приводе, следует упомянуть о том, что он подойдёт не для всех мотоциклов ввиду того, что применение ремня ограниченно мощностью мотора. Также ременной привод может быстро стать непригодным, если пользоваться им при езде по бездорожью.

Что касается положительных качеств ременного привода. Ремень легче, более плавный и тихий, чем цепь, ему не нужна смазка и регулировка, не страшна грязь, а срок его службы заметно выше. Причина податливости ремня кроется в его тугом предварительном натяжении. Эластичность резины приводит к сглаживанию всех резких перепадов мощности и помогает приводу быть значительно более «мягким». Стоит помнить и о том, что ремнём создаётся куда меньше шума, чем цепью или же карданом. Ременной привод хорошо подойдёт круизеру, а вот стабильную и высокую мощность спортбайковского мотора передать не сможет. Ременной привод отлично подойдёт тем, кто планирует передвигаться по хорошим дорогам, в особенности – на невысоких скоростях.

Карданный привод

цепной привод

Карданный привод довольно легко обслуживается – достаточно лишь замены масла. А благодаря закрытой конструкции поддерживать чистоту становится значительно легче, чем с каким-либо другим из представленных приводов.

Из минусов карданного привода: большой вес, дороговизна и большая потеря мощности на колесо.

Лучшим решением станет применение кардана на двигателях, коленвал которых располагается продольно линии мотоцикла – иначе говоря, когда их оси вращения параллельны. Примером может служить любой оппозитный BMW, байки Moto Guzzi с поперечным расположением цилиндров.

В случае, когда коленвал располагается в раме поперечно (рядные четверки), то присоединение вала к приводу возможно лишь при условии изменения направления его вращения под прямым углом при помощи пары конических шестерен. Современные байки, имеющие кардан и поперечное расположение коленвала подтверждают, что это можно сделать технично и аккуратно (как в случае с тем же BMW K1300R).

Необходимостью является и обеспечение хода задней подвески. Для обеспечения хода задней подвески на переднем конце вала применяется карданный шарнир или шарнир равных угловых скоростей. Вращение самого карданного вала происходит внутри рычага подвески, а картер главной передачи привинчивается к концу рычага.

Использование карданного вала имеет пару побочных эффектов. Следует сделать оговорку о том, что минусы, которые будут перечисляться ниже, могли явно наблюдаться на ранних конструкциях, в современных системах их влияние не столь заметно. Первым побочным эффектом является жесткая передача, которой противостоит «эластичность» цепных передач. Борьба с этим эффектом возможна путём установки инженерами демпфера в коробке передач. Второй минус - стремление некоторых машин, которые оснащены карданным валом, ехать на заднем колесе (иначе говоря "козлить") при ускорении. BMW нашли противодействие этому эффекту, благодаря применению подвески типа “Paralever”.

Исходя из вышесказанного, делается вывод о том, что каждый из типов привода хорош по-своему. Цепь – для частых пользователей мотоциклов, которые любят скорость и не готовы переплачивать. Ремень – для любителей спокойной езды. Кардан – для тех, кому не хочется лишний раз заниматься мотоциклом и легче заплатить крупную сумму для его починки.

Популярные цепи
DID 80FX

Цепь DID 80 FX

Подробнее о цепи
Цепь П-25,4-217-2-3

Пластинчатая цепь П-25,4-217-2-3 по ГОСТ 23540-79

Подробнее о цепи
Цепь DID 530 NZ

Цепь для мотоцикла и мототехники DID 530 NZ

Подробнее о цепи
Цепь DID 420 NZ3

Цепь для мотоцикла и мототехники DID 420 NZ3

Подробнее о цепи