Сальниковая цепь, ее отличия и преимущества

Как это ни странно, но часто задается вопрос: «Что такое сальниковая цепь и в чем ее отличие от цепи без сальников?» Постараемся разобраться с этим вопросом, чтобы у желающих купить сальниковую или обычную цепь было понимание: что и как выбрать.

  1. Что такое сальник и зачем он нужен
  2. Конструкция сальниковой цепи
  3. Виды сальников в сальниковой цепи
  4. Преимущества сальниковой цепи
  5. Недостатки сальниковой цепи
  6. Особенности эксплуатации сальниковой цепи
  7. Какую цепь выбрать?

Особенности конструкции и применения сальниковых цепей

Любое развитие и прогресс несет за собой появление дополнительных видов и вариаций и, в зависимости от назначения, применяются и старые, и новые виды, процессы, оборудование. Это норма любого развития. Важно лишь правильно применять имеющиеся возможности. Данный утверждение касается и такой проблемы как выбор приводной цепи, особенно это актуально при выборе цепи для мотоцикла и другой мототехники.

Что такое сальник и зачем он нужен

Как составная часть конструкции узлов в технике сальник применяется уже давно, а вот в конструкции роликовой цепи он стал использоваться относительно недавно.

Сальник (в технике) – это специальное уплотнение в узле, применяемое для уплотнения зазоров, в том числе между подвижными элементами, и удержания жидкости (смазки) в полости.

В настоящее время корректнее использовать выражение «сальниковое уплотнение», а слово «сальник» скорее является жаргонизмом, сохранившимся со времен, когда сальником называли льняную или джутовую пеньку пропитанную жиром, которая и применялась для уплотнения зазоров.

В настоящее время в промышленности как сальниковое уплотнение применяются другие материалы, в том числе маслоуплотнительные кольца.

Конструкция сальниковой цепи

Конструкция сальниковой цепи

В одной из своих статей мы рассматривали конструкцию роликовой цепи (смотрите «Размеры приводной роликовой цепи и ее конструкция»). Кратко повторимся:

  • роликовая цепь состоит из внутренних и внешних звеньев, в которых, соответственно, есть внутренние и внешние пластины;
  • внутреннее и внешнее звенья соединены между посредством валика и втулки (валик закреплен во внешних пластинах, а втулка – во внутренних);
  • ролик – крутящийся элемент, который контактирует со звездочками и снижает нагрузку на втулку.

Таким образом, при работе стандартной роликовой цепи основные потери КПД и износ частей цепи происходит:

  • при трении втулки с валиком,
  • при трении между пластинами,
  • при трении ролика и втулки.

Для предотвращения (снижения) трения применяется смазка цепи, которая должна периодически проводиться для увеличения срока службы цепи.

Концепция конструкции сальниковой цепи заключается в предотвращении вытекания смазки из полости между двумя основными контактирующими элементами: валика и втулки. Смазка между валиком и втулкой в заводских условиях нагнетается при сборке цепи. Между внутренней и внешней пластинами помещается сальник – маслоуплотнительное кольцо. В результате снижается контакт внешней и внутренней пластин.

Результатом такого подхода и конструкции цепи является увеличение срока ее службы.

Сальниковые цепи производства DID и CHOHO

Сальниковая цепь Choho 428 hx

Сальниковая цепь Choho 428hx

Сальниковая цепь Choho 520 sx

Сальниковая цепь Choho 520sx

Сальниковая цепь Choho 520 hx

Сальниковая цепь Choho 520hx

Сальниковая цепь Choho 525 sx

Сальниковая цепь Choho 525sx

Сальниковая цепь Choho 525 hx

Сальниковая цепь Choho 525hx

Сальниковая цепь Choho 530 sx

Сальниковая цепь Choho 530sx

Сальниковая цепь DID 50 lx

Сальниковая цепь DID 50 lx

Сальниковая цепь DID 50 fx

Сальниковая цепь DID 50 fx

Виды сальников в сальниковой цепи

Преимущество сальниковой цепи, которое заключается в уплотнении зазора и сдерживании смазки, оборачивается и одним недостатком – это трение кольца между пластинами. По этой причине возникает необходимость снижения трения, но удержания смазки, при этом нужно было избежать риска повреждения уплотнительного кольца.

Для этой цели производителями цепей разрабатываются различные виды сальниковых колец по поперечному сечению.

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом круглого сечения - O-Ring

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом круглого сечения - O-Ring

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом X-образного сечения - X-Ring

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом X-образного сечения - X-Ring

Самым первым видом таких колец было кольцо (ring) круглого сечения (O-Ring). Такое кольцо имеет одну широкую точку соприкосновения с пластинами. O-образное сечение (O-Ring) хорошо удерживает смазку между втулкой и валиком, но при повреждении кольца, смазка может вытечь.

Другим распространенным видом профиля кольца является X-образное кольцо (X-Ring), при котором каждая пластина имеет две контактные точки, но меньшей площадью. Благодаря такому подходу достигается и меньшее трение, и лучшая изоляция смазки, и остается запас при риске повреждения. Если повреждается внешняя часть кольца, то внутренняя ее часть продолжает «работать».

Существуют другие виды сечения, но, в большей части, они являются вариациями X-Ring.

Преимущества сальниковой цепи

Любое новшество имеет перед собой цель - улучшение использования, то есть по умолчанию должно иметь преимущества перед старыми вариациями. Это утверждение верно и для сальниковой цепи.

  • В сальниковой цепи уплотнительные кольца удерживают смазку внутри, что снижает частоту необходимого обслуживания и смазки.
  • Наличие постоянной смазки снижает износ и увеличивает срок службы цепи в 2-3 раза в сравнении с обычной без сальниковой цепью.
  • Наличие уплотнительного кольца снижает степень загрязнения приводной цепи, что также влияет на срок ее службы.
  • Сальниковые цепи позволяют отказаться от защитных кожухов, что облегчает периодичное обслуживание.
  • Сальниковая цепь медленнее растягивается.
Бессальниковая цепь со смазкой

Бессальниковая цепь со смазкой

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом O-Ring со смазкой

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом O-Ring со смазкой

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом X-Ring со смазкой

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом X-Ring со смазкой

Недостатки сальниковой цепи

Как любое устройство или механизм цепи с сальниками не лишены недостатков. Об основном уже упоминалось в статье выше – это трение кольца о пластины. При прочих равных условиях (смазанная чистая бессальниковая цепь и чистая сальниковая цепь) последняя может иметь небольшую потерю КПД (не более 1%).

Кроме этого цепь с уплотнительными кольцами (ring, рингами) дороже стандартной цепи. Хотя больший срок службы вполне сопоставим с этой ценой, тем более обслуживать (чистить и смазывать) необходимо реже.

В-третьих, считается, что сальниковая цепь имеет больший вес, в сравнении с бессальниковой, так как присутствует дополнительный элемент – кольцо. Однако утверждать это можно только при прочих равных условиях, то есть при одинаковых параметрах цепи, а также, исключая вес заложенной смазки.

Особенности эксплуатации сальниковой цепи

Несмотря на явные преимущества цепи с сальниками, в числе которых и меньшая периодичность обслуживания, но проводить ее все же необходимо. Почему?

Сальник не дает вытекать смазке, которая заложена между валиком и втулкой. Но сделать так относительно втулки и ролика нельзя, так как ролик должен свободно вращаться. По этой причине на мототехнике сальниковая цепь должна обслуживаться с периодичностью примерно каждые 500 километров.

В эту процедуру входит: чистка цепи от грязи, смазка ролика, смазка сальника от пересыхания и после чистки.

Смазка сальниковой цепи

Смазка сальниковой цепи: 1 - Смазка сальника, 2 - Смазка ролика

Цепи с уплотнительными кольцами можно использовать и без обслуживания, когда оно невозможно, но срок службы сальниковой цепи в этом случае сократится. Однако даже в этом случае он оказывается выше, чем у стандартных цепей без сальников.

Какую цепь выбрать?

Выбор цепи, конечно же, зависит от финансовых возможностей: можно периодически покупать дешевые цепи и выкидывать их по истечению ресурса; можно купить дорогую цепь без сальников и систематически обслуживать ее, лелеять, реже использовать. А можно купить сальниковую цепь, которая требует минимального обслуживания.

Бессальниковые цепи рационально использовать для мотокросса, где необходим максимальный крутящий момент с минимальной потерей мощности по причине трения в цепи. Такие цепи рациональнее обслуживать, мыть, смазывать (дорогие цепи) или менять в случае с дешевыми. Кроме этого такие цепи подходят для техники с малой кубатурой.

В подавляющем случае для других видов мотоциклов разумнее будет приобрести цепь O-Ring или даже X-Ring. Такое решение окупится сполна. Сальниковую цепь с O-Ring можно использовать для мотоциклов с объемом двигателя до 750 см³, а с X-Ring рекомендуется для мотоциклов с кубатурой двигателя до 1000 см³.