Обзор снегохода «Буран» и замена цепи

Снегоход Буран

Снегоход Буран

История разработки снегохода «Буран» началась ещё в Советском Союзе, а выпуск снегохода начался в 1971 году. «Буран» и сейчас имеет не малый спрос причем, не исключительно у людей, живущих на севере.

Первоначальной задумкой было изготовление снегохода для мирных целей. Спустя продолжительный период времени «Буран» продолжает производиться и продаваться, не меняясь в своих целях. К тому же, если не учитывать небольшую доработку с использованием импортных запчастей, то, в плане конструкции, снегоход не претерпевал сильных изменений.

Выпускаемые модели Бурана

В настоящее время представлен модельный ряд снегоходов, которые различаются в плане внешности и конструкции:

Снегоход «Буран» А

Благодаря короткой раме и особой «бурановской» конструкции, представляющей собой сочетание одной лыжи и двух гусениц, «Буран» без особого труда может преодолевать трудные участки пути в заснеженной местности. Снегоход не требователен к продвинутому умению езды, любителю достаточно просто совершать на нём манёвры в лесных зонах.

Обозначение «А» говорит о наличии короткой платформы у представленной модели снегохода.

Выпускается снегоход в изменённом виде. Изменения произошли во внешнем виде капота и схеме его крепления: он стал откидываться, благодаря чему доступ ко всем узлам и агрегатам в подкапотном пространстве стал легче. Более комфортной езде поспособствовала установка высокого двухуровневого сиденья, имеющего съемную спинку для пассажира. В качестве материала для капота был использован литьевой пластик, который изготавливался способом инжекционного литья, тем самым была обеспечена большая устойчивость к воздействиям извне.

«Бурану» достаточно минимума технической поддержки, ремонт снегохода вполне осуществим самостоятельно.

Снегоход «Буран» АЕ и АДЕ

«Буран Лидер» входит в группу бюджетных снегоходов. Обладает хорошей выносливостью, прост в использовании и ремонте, без труда преодолевает снежные массивы и помогает в той или иной работе по хозяйству.

В основном модель дорабатывалась в отношении повышения прочности лыжи, а также лучшей управляемости снегохода, чему поспособствовала установка стандартных твердосплавных подрезов СХТ «Тайга». Продолжительное использование «Бурана» не оказывает влияния на увеличение радиуса его разворота, кроме того не наблюдается и износа кромки лыжи.

Если установить на «Буран Лидер» автоматический натяжитель цепи на коробке реверса, то это поможет уменьшить время затрачиваемое на обслуживание снегохода.

Формованное ветровое стекло «Буран Лидер» сделано из двухмиллиметрового ударопрочного и морозостойкого поликарбоната. Особенности геометрии стекла позволяют исключить возможную деформацию стекла и улучшить аэродинамику снегохода.

В «Буране Лидер» установлен высокий руль, имеющий подогрев рукояток и курка газа. На него перенесены блок переключения светового режима и кнопка экстренной остановки двигателя.

Усиленный бампер, имеющий шесть точек крепления к раме, обладает хорошей устойчивостью к ударам получаемым извне и благополучно осуществляет защиту техники при движении по участкам снежной поверхности со сложными условиями передвижения.

«Буран Лидер» оборудован светодиодным фонарём, находящимся в задней части снегохода. Дополнительные возможности: увеличение багажника, кофр из текстиля, установка универсального крепления для карабинов и ружей, а также креплений для двух канистр.

Снегоход «Буран» 4Т и 4ТД

Нововведением, отличающим модель «Буран 4Т» от других моделей серии «Буран», является четырёхтактный двигатель «Kohler» произведённый в Соединённых Штатах Америки и известный долгим сроком эксплуатации и экономией. «Kohler» создаёт значительно меньше шума (на 30%) и экономит до 25% топлива и не производит дым.

«Буран 4Т» является средством передвижения для людей не решающихся платить больше зарубежные бренды, тем не менее желающих чувствовать себя комфортно при езде в плохих погодных условиях.

Говоря о технических характеристиках «Бурана 4ТД» его можно соотнести с иными утилитарными снегоходами «Буран», всегда готовыми к работе, надёжными, необходимыми к использованию в холодном и суровом климате.

Вместе с другими улучшениями «Буран 4ТД» может тягать грузы до полутонны и имеет аварийный ручной стартер в своей базовой комплектации.

Представленные модели усовершенствованы тем или иным способом, благодаря чему было увеличено удобство управления. К примеру, «Буран» АДЕ снабжён электростартером и имеет удлинённую платформу.

Особенности классической версии снегохода «Буран»

Базовые технические характеристики

  • Двигатель буран. Изначально установлен двигатель с 2 тактами и 2 цилиндрами. Имеет мощность равную 35 л.с и делает возможным достижение скорости 60 км/ч. Есть в наличии и усовершенствованные двухцилиндровые двигатели с 4 тактами. До 25 л топлива расходуется на 100 км. Вместе с тем у буранов РМЗ 640 и карбюраторная топливная система. В определённых моделях происходит установка инжекторных систем. Отметим наличие электрической системы запуска мотора с воздушным охлаждением. Большая часть версий двигателя также имеет аварийный запуск;
  • Трансмиссия представляет собой коробку типа вариатор. Предусмотрено совершение движения вперёд, реверса и нейтральной передачи;
  • Тормоза дисковые механические;
  • Зажигание бесконтактное. Предусмотрен как ручной запуск, так и при помощи электросхемы;
  • Передняя подвеска оснащена эллиптической рессорой, задняя - пружинным балансиром. Задняя подвеска абсолютно независима. Дополнительные амортизаторы у «Бурана» 640 не предусмотрены.
Дополнительные характеристики
  • Две гусеницы. Имеет возможность передвижения по небольшим оврагам, а также по заснеженным участкам пересечённой местности;
  • Имеет одну лыжу. Лыжа имеет небольшую длину и располагается в носовой части. Чаще всего доработка снегохода «Буран» заключается в её усовершенствовании
  • Имеет большой вес. Чистая масса снегохода примерно 300 кг;
  • Сиденье двухместное. Есть пассажирская спинка;
  • В носовой части «Бурана» установлен формованный ветровик с сильной галогеновой фарой. На руль перенесены все элементы управления и контроля;
  • Смазка совмещённая. Иначе говоря, при поступлении к деталям, происходит смешивание масла с бензином. Часть моделей оснащена механическим насосом.

Особенности снегохода

Снегоход обладает достаточно большой массой и габаритами, однако показывает большую мощность в передвижении с гружёным прицепом. Ввиду этого «Буран» можно считать отличным выбором для охоты на крупного зверя или использования по хозяйству. Также, некоторые виды снегохода имеют багажник.

Снегоход показывает хороший уровень проходимости, заметно улучшающийся вследствие усовершенствования определённых элементов. «Буран» достаточно хорошо чувствует себя при передвижении по рыхлому или глубокому снегу. Однако, вместе с тем он использует довольно много топлива, в то время как вместимость бака составляет лишь 28 л. Можно сравнить бак «Бурана» с баком снегохода «Тайга», объём которого на 12 литров больше и равен 40 литрам. Тем не менее, если учесть, что «Тайга» и имеет больший расход (35 л на сотню км, а не 25) добраться до нужного места получится всегда. Советуются 80 и 92 марки бензина.

Ремонт

Как правило, владельцы снегохода указывают на частый обрыв цепи редуктора. Может показаться странным, однако это происходит в связи с проведёнными усовершенствованиями. Дело в том, что новые модели имеют двухрядные цепи с уменьшенным шагом (9,5 вместо 12,7), а значит и с меньшей толщиной пластин, меньшим диаметром валика – соответственно и меньшей разрушающей нагрузкой.

При использовании отмечаются более частые обрывы и ремонты редуктора снегохода. Особой надёжностью отличаются двухрядные цепи с шагом 12,7, разве что они устанавливаются на модели 70 – 80 х годов. Более поздние модели подразделяются на цепи «нового» и «старого» образцов (с шагом 9,5).

Редуктор - узел снегохода «Буран» имеющий наихудшую защиту. По этой причине в снегоход берут запасную цепь. Альтернативным решением проблемы является переход на импортные трехрядные цепи с тем же шагом. Повышение минимальных значений разрушающих цепь нагрузок способствует сокращению обрывов.

Целесообразно осуществление замены валов с шестернями. Подержанные детали (в особенности звёздочки) создадут перекосы, приводящие к периодическим обрывам. Также, часто производят улучшение самого редуктора.

Как поменять цепь редуктора на снегоходе «Буран»?

Замену цепи редуктора на снегоходе «Буран» желательно производить с использованием комплекта трёхрядной цепи.

Редуктор с 2-х рядной цепью

Редуктор с 2-х рядной цепью

Комплект для 3-х рядной цепи

Комплект для 3-х рядной цепи

Установка:

Сначала следует завести снегоход, прогреть его, затем выключить зажигание и слить масло из внутренней части редуктора. Далее вытаскиваем задние валы, механизм натяжения гусениц. Осуществляем проверку подшипников вала и уплотнитель на работоспособность.

Механизм натяжки

Задний вал

Механизм натяжки

Механизм натяжки

Далее необходимо ослабить натяжитель цепи устройства редуктора. Затем выкрутить гайки, удерживающие корпусы сборочных узлов (подшипников) ведущих валов, вытащить стопора и ведущий вал. При съёме валов, стоит не упускать из внимания шайбы регулировки, которые монтированы между ведомой звездой и внутренними сборочными узлами вала. Проверьте качество уплотнителей и подшипников. Люфт недопустим.

Снятие ведущего вала

Гайки крышки реверса нужно ослабить, после чего можно сдвинуть крышку. Открутите редуктор от рамы и достаньте коробку с цепью и нижней звёздочкой.

Проверьте картер, в случае загрязнения его следует промыть. Частицы цепи, лежащие на дне картера можно вытянуть при помощи магнита.

Остаточные части цепи

Остаточные части цепи

Полностью разберите корпус реверса, после чего промойте. Проверьте натяжной вал, нет ли биения, в особенности, если цепь уже ранее рвалась. Нередко, когда цепь обрывается, ось может погнуться между основными подшипниками и негативным образом повлиять на качество исполнения цепью её функций.

Вал натяжной

Вал натяжной

Установите 3-х рядную звезду на натяжной вал. Стопор-кольцо, фиксирующее звезду на вале, наденьте на крайнюю часть, не проталкивая в канаву, благодаря чему будет обеспечен свободный ход звезды и облегчена постановка натяжного изделия в корпусную часть редуктора. После установки вала, стопор-кольцо установить в приёмное место.

Установите шайбы регулировки на основные валы гусениц. Осуществите спуск ведомой звезды в оболочку (без цепи). Поставьте вал.

Далее нужно закрутить оболочки внешних подшипников и проследить за тем, чтобы валы встали на место, а шайбы регулировки остались. Прежде чем осуществить установку проверьте плотность посадки.

Обратите особое внимание на то, как соблюдается точность замеров и регулировки. Перекосы и ненужные зазоры, с большой вероятностью, приведут к разрыву цепи.

Выполните следующие действия:

  1. С помощью подручного инструмента отодвиньте звёздочку в одну сторону до конца и произведите измерение зазора между ней и шайбой регулировочного типа.
  2. Отметьте получившееся значение.
  3. Посчитайте: 2 штатных шайбы регулировочного типа по 4 мм + измеренный зазор 3 мм = 11 мм. Результатом произведённых расчётов будет общая толщина нужных шайб, подходящих снятия люфта. Это значение может быть разным.
  4. Вставьте коробку с вмонтированным натяжным изделием на раму и вкрутите на 4-е гайки. Крышкой не закрывать.

Выставите нижнюю звезду соосно звезде натяжного изделия так, чтобы звёздочки располагались в одной плоскости по вертикали. Для этого достаточно использования ровной трубы, имеющей форму квадрата и соответствующую длину. Один конец нужно прижать к звезде натяжного изделия, а относительно второго конца выставите нижнюю звездочку. Важно добиться нормального положения.

Снимите коробку, не сдвигая выставленную нижнюю звезду, со всех сторон замерьте промежутки между звёздочками и шайбами, запишите эти значения. Затем подсчитайте толщину шайб для всех сторон, так чтобы звезда оставалась зафиксирована в правильном положении. Как правило, нижняя звезда сдвигается влево.

Шайбы походящей толщины нужно поставить на приводные валы вместо штатных шайб.

Теперь нужно поставить вал заднего хода и другие элементы в коробку. Затем, отцентрировать в вертикальном положении верхнюю ведущую звезду, которая находится на натяжном вале относительно натяжного устройства. Зафиксируйте в подходящем положении, поставив кольца регулировки между двумя изделиями – стопорным элементом и подшипником оси.

Далее необходимо вытащить ведущий вал и звёздочку из картера. Соберите коробку реверса с 3-х рядной цепи, а крышку ставить не нужно. Установите нижнюю звезду в цепь. Опустите трехрядную цепь со звёздочки в картер, поставьте коробку реверса на шпили. Наденьте на ведущий вал подготовленные с замером шайбы и вставьте вал. Проверьте правильность установки валов, а также то, чтобы шайбы регулировки не выпали.

Устройство можно собрать, заправить маслом, надеть цепь и испытать работы коробки с 3-х рядным тюнинг-комплектом.

Нужны ли права на «Буран»?

Да, необходимы специальные права выданные Гостехнадзором, а именно А1 с категорией тракториста – машиниста.

Получение удостоверения возможно по прохождению специального обучения и практики. Удостоверение действует 10 лет, по окончанию этого срока чего нужно заново сдавать экзамены. Среди автошкол есть те, которые могут осуществлять приём таких экзаменов (оплата госпошлины осуществляется в обязательном порядке). Также присутствие работника Гостехнадзора - необходимое условие.

Если же модель вашего снегохода имеет объём двигателя менее 50 см, то права не нужны. Стоит помнить, что выезд на проезжую часть возможен лишь при получении зарегистрированного номера.

Популярные цепи
Цепь 06B-3

Трехрядная приводная роликовая цепь серии B ISO-606 (DIN 8187) 06B-3

Подробнее о цепи
Цепь 06B-2

Двухрядная приводная роликовая цепь серии B ISO-606 (DIN 8187) 06B-2

Подробнее о цепи