Кончилась смазка приводной цепи: признаки, причины, что делать

Кончилась смазка приводной цепи: признаки, причины, что делать

Если на цепи появились признаки дефицита масла — нужно срочно принимать меры. Без достаточного количества смазки цепи долго не работают: перегреваются, быстро изнашиваются, растягиваются, заклинивают, рвутся. Есть несколько признаков недостатка смазочного материала. Рассказываем, как работает смазка и что делать, если цепь работала без масла.

Принцип работы смазки в цепи

В обычных условиях цепь можно не смазывать снаружи — масляная пленка нужна только на трущихся поверхностях. Масло на пластинах и роликах может только навредить: на него быстро прилипает грязь и пыль, которые ускоряют износ и забиваются в зазоры между роликами и втулками.

Задача смазки — создание масляной пленки на трущихся поверхностях. Пленка должна сохраняться при любых режимах работы передачи: на высоких скоростях, под нагрузкой, при нагреве и охлаждении.

Что происходит, если смазки в цепи недостаточно

Когда смазка кончается или пересыхает, масляная пленка на рабочих поверхностях исчезает, смешивается с продуктами износа, меняет плотность. В любом случае результат — преждевременный износ цепи. Причины:

  • Адгезионный износ валика и втулки. Когда в зоне трения нет смазки, детали с усилием прижимаются и при повороте звена отрывают частицы с поверхности. Эффект называется адгезионный износ. Поверхность становится шершавой, что дополнительно ускоряет износ.
  • Коррозия. Дополнительная задача смазки — защита от ржавчины. Коррозия делает поверхность шершавой, забивает пространство между валиком и втулкой, вызывает заклинивание деталей звена.
  • Нагрев. Звенья без смазки сильнее греются. При нагреве детали разрушаются быстрее, происходит температурное расширение, звенья деформируются.
  • Продукты износа. При повышенном трении между валиком и втулкой остаются частицы металла, которые выполняют роль абразива, забиваются в зазоры между валиком и боковой пластиной, затрудняют проход масла в контактную зону при смазке. Такой же эффект дает ржавчина.
  • Деформация деталей. При износе и нагреве детали быстрее деформируются. Чаще всего валик изгибается, заклинивает внутри втулки и начинает прокручиваться в пластине. При этом разбивается посадочное отверстие и цепь рвется.

Основная проблема работы цепи без масла — если детали повреждены, покрыты ржавчиной или деформировались, то последующая смазка уже не поможет. Дефект будет развиваться, даже если начать регулярно смазывать цепь, поэтому передача выйдет из строя раньше, чем положено. Лучше не допускать работы цепной передачи с дефицитом масла.

Признаки, что приводную цепь пора смазывать

  • Посторонние звуки. Шум при работе передачи усиливается, цепь скрипит, звенит, слышатся щелчки.
  • Коррозия. Ржавчина появляется на внешних деталях, в зазорах между пластинами и валиками.
  • Заклинивание звеньев. Элементы с трудом поворачиваются из-за деформации валика или когда пространство между валиком и втулкой забито ржавчиной или продуктами износа.
  • Проворачивание валика. Происходит когда валик окончательно заклинивает во втулке.
  • Выделение продуктов износа. Частицы металла и ржавчины выходят в зазор между валиком и боковой пластиной внешнего звена.

Что делать, если цепь работала при дефиците масла

Если вы заметили признаки работы передачи при дефиците масла, главное — определить, можно ли использовать цепь дальше. Случаи, когда лучше сразу установить новую цепь:

  • Значительное удлинение. При износе в звеньях появляется свободный ход и общая длина увеличивается. Если удлинение достигло критического значения — цепь нужно менять. Как измерить длину, читайте в статье «Растянулась цепь: при каком удлинении звена цепь пора менять». Обратите внимание: если продукты износа забились в пространство между валиком и втулкой, то замер получится неточным. Перед измерением промойте поверхности и убедитесь, что шарниры работают нормально.
  • Проворачивание валика. Валик должен неподвижно соединяться с пластинами внешнего звена. Если он проворачивается в пластине — цепь порвется.
  • Усиленная коррозия. Если звенья покрыты ржавчиной — скорее всего, она есть и внутри. Полностью удалить коррозию не получится.
  • Внешние деформации и дефекты. При появлении трещин, деформации пластин и роликов нужно устанавливать новую цепь.
  • Слишком сильный нагрев. При работе без смазки усиливается трение, детали нагреваются выше допустимой температуры.

Если длина не слишком увеличилась, на поверхностях нет ржавчины и других дефектов — цепь нужно привести в рабочее состояние:

  1. Выполнить глубокую очистку. Цепи промывают керосином, дизельным топливом или специальными очищающими составами. Нельзя использовать едкие растворы.
  2. Осмотреть замки. Если есть повреждения — замки меняют.
  3. Смазать соединения. Важно, чтобы смазка попала в пространство между контактными поверхностями.
  4. Удалить лишнюю смазку. Поверхность должна быть сухая, чтобы не налипала пыль.

Чем смазывать цепи

Смазка выполняет три задачи

  • образует масляную пленку и сохраняет ее в предусмотренных режимах работы;
  • снижает или предотвращает трение между элементами цепи;
  • защищает соединение от коррозии.

Состав подбирают под конкретные условия использования. Для высокоскоростных передач используют максимально «липкие» составы, которые не разлетаются на высоких оборотах. Для нагруженных соединений применяют составы средней вязкости, которые не выдавливаются под нагрузкой. Есть также составы с разной проникающей способностью, масла для высоких и низких рабочих температур.

Если пора менять цепь — позвоните по номеру +7 495 797-79-47 или отправьте запрос на почту info@privod-tsepi.ru. Наш эксперт подскажет, какую цепь лучше купить для конкретной задачи.

Популярные цепи
Цепь 16B-2

Двухрядная приводная роликовая цепь серии B ISO-606 (DIN 8187) 16B-2

Подробнее о цепи
Цепь ИЖ

Цепь на мотоцикл ИЖ

Подробнее о цепи
DID 50

Цепь DID 50 ASA

Подробнее о цепи
DID 16B-1

Цепь DID 16B-1

Подробнее о цепи