Первоначальное удлинение цепи: почему происходит и как устранить проблему

Новая цепь в рабочих условиях может быстро растянуться — и это не всегда связано с дефектами или низким качеством. Первоначальное удлинение — нормальный этап эксплуатации, который есть у всех приводных цепей. В статье рассказываем, почему происходит начальное удлинение, как его избежать и почему некоторые цепи не растягиваются.

При первоначальном растяжении цепей звенья встают на место

Цепи без предварительного натяжения. Детали производят с допуском, в соединениях предусмотрены зазоры. Под нагрузкой звенья немного сдвигаются, втулки прижимаются к валикам, зазоры становятся меньше, а общая длина увеличивается. Разница обычно небольшая и производитель учитывает и закладывает в допуски этот эффект. В результате после растяжения элементы принимают нормальный рабочий размер, передачу проверяют, подтягивают и продолжают эксплуатацию.

Проблема первичного удлинения — оно может происходить неравномерно. Если нагрузка переменная, то одни звенья вытягиваются быстрее других. В итоге длина выравнивается, но в начале эксплуатации возможны вибрации, шум.

Цепи с предварительным натяжением. В ГОСТ 13568-97 (ИСО 606-94) указано, что модели с шагом от 8 до 15,875 мм нужно предварительно растягивать еще на производстве. В техпроцесс закладывают линию натяжения под нагрузкой 15-33% от разрушающей. В результате изделие поступает в продажу уже растянутым и подтягивать его почти сразу после установки не придется.

Предварительная заводская натяжка помогает равномерно вытянуть цепь и подготовить ее к работе. Такую технологию используют на заводах DID — все японские цепи поставляются только после предварительной натяжки. Причем растягивают изделия сразу в нескольких направлениях, чтобы при эксплуатации детали быстрее вставали на место.

Предварительное растяжение цепи

После сборки цепь попадает на специальный стенд и растягивается, это один из этапов производства на заводе DID. Японский производитель проводит предварительную натяжку всех приводных цепей независимо от шага.

В начале эксплуатации детали притираются

Приработка деталей — вторая причина начального удлинения. Звенья под нагрузкой немного деформируются, края валиков изгибаются, упираются в фаски втулок. Подробнее это показано на рисунке:

Приработка деталей

В первые дни работы пятно контакта небольшое, втулки и валики трутся краями, поэтому износ происходит интенсивно. Обычно приработка продолжается 1-2 недели — зависит от интенсивности использования и нагрузок. Через некоторое время площадь увеличивается, износ не прогрессирует. В результате детали принимают стабильную форму и далее изнашиваются в нормальном режиме.

Единственный способ уменьшить такое растяжение — точное изготовление деталей с учетом деформации под нагрузкой. Приработка останется, но растяжение будет минимальным.

Как купить цепь, которая не будет вытягиваться

Цепей без начального растяжения не бывает — у всех моделей есть приработка. Но предварительное натяжение и точность изготовления деталей помогают. Если вам нужна консультация — эксперты компании «Приводные цепи» помогут выбрать модель для конкретных задач, подберут изделие по российскому, европейскому, американскому или японскому стандарту. В каталоге есть продукты для любой техники — от мотоциклов до промышленного оборудования.

Популярные цепи
Цепь 08AH-1

Цепь тяжелой серии 08AH-1 (40H-1)

Подробнее о цепи
Цепь 520SX, 114 звеньев, Suzuki RM-Z 450

Цепь 520SX, 114 звеньев, для мотоцикла Suzuki RM-Z 450

Подробнее о цепи
DID 35F

Цепь DID 35 F

Подробнее о цепи
Цепь BL588

Пластинчатая цепь BL588 серии BL стандарта ISO 4347 (ANSI B29.8M)

Подробнее о цепи