
Растянулась цепь: при каком удлинении звена цепь пора менять
Один из самых популярных вопросов владельцев техники с цепными передачами — при каком удлинении цепи ее пора менять. Увеличение длины ухудшает работу механизма: становится больше провисание, зубья не попадают на ролики, звенья проскальзывают. В таком режиме появляются вибрации, детали нагреваются, звенья изнашиваются еще быстрее. В статье расскажем о видах и признаках растяжения цепи, почему увеличивается длина и как этого избежать.
Цепь растягивается по-разному в нормальных и критических условиях
Все цепи в процессе работы растягиваются, но если режимы не нарушены — звенья восстанавливают исходную форму, общая длина практически не меняется. Бывает три вида удлинения:
- Эластичное. Валики и ролики деформируются, пластины растягиваются под нагрузкой, но когда усилие пропадает — форма деталей восстанавливается. Это самый безопасный вид удлинения.
- При износе. Рабочий износ деталей вызывает появление зазоров, увеличение отверстий, истирание валиков. Внешне кажется, что цепь вытянулась, но на деле причина в износе элементов звена. Такое растяжение происходит медленно, за ним нужно следить, вовремя менять цепь.
- Пластическое. Удлинение похоже на эластичное, но детали звеньев не возвращаются в исходное положение, деформация становится постоянной. Резкое увеличение нагрузки может привести к разрыву.
Удлинение учитывают при проектировании механизмов, а во время обслуживания следят за параметрами. Если появляются симптомы — выполняют проверку растяжения цепи.
Эластичное удлинение — рабочее состояние передачи
Упругость элементов позволяет деталям цепи восстанавливать исходное положение, когда нагрузка исчезает. Единственный негативный эффект от такой временной деформации — она влияет на положение звеньев, когда меняется нагрузка. Например, в конвейерных моделях учитывают эластичное растяжение, чтобы подвеска или прикрепленный элемент останавливались точно в указанном месте, независимо от нагрузки.
Удлинение при износе нужно проверять во время обслуживания
Износ происходит в момент поворота звена. В передаче с двумя звездочками четыре «проблемные» точки — по две на стороне натяжения и провисания:

На рисунке звездочками показаны точки поворота звеньев. Обратите внимание — изгиб со стороны натяжения вызывает больший износ, чем со стороны провисания. При натяжке поворот происходит под нагрузкой, смазки в контактной зоне остается меньше.
Износ звеньев, валиков и втулок происходит постепенно и незаметно, но сказывается на общей длине. Если зазор между валиком и втулкой увеличился с одной стороны на 0,05 мм, то отрезок на 100 звеньев станет длиннее на 5 мм. Износ обычно неравномерный, особенно в передачах без изменения направления вращения.

Когда втулка и валик изнашиваются, общая длина увеличивается. Пластины сохраняют начальную форму и не участвуют в удлинении. Износ ускоряется, если в передаче недостаточно смазки, нарушаются режимы работы, есть коррозия или грязь на контактных поверхностях.
Пластическое растяжение происходит быстро и приводит к нарушению работы передачи
Пластическое растяжение отличается от упругого тем, что после снятия усилия длина не восстанавливается. Причины устойчивой деформации:
- Превышение допустимого усилия. Каждая модель рассчитана на определенные рабочие нагрузки, превышать которые нельзя. Если приложить слишком большую нагрузку, валики и втулки деформируются, пластины изгибаются. Максимальная деформация — разрыв пластины или срезание валика. Незначительное, но постоянное превышение нагрузки приводит к постепенной деформации, трещинам и усталостному разрушению.
- Ударные нагрузки. Из-за резкого изменения скорости, направления движения или аварийной остановки под нагрузкой, детали деформируются, изгибаются и даже разрушаются.
- Перегрев и нарушение режимов работы. Если передача работает слишком быстро и перегревается, элементы деформируются быстрее.
Пластическая деформация опасна еще и тем, что поврежденные звенья теряют подвижность. Изогнутый валик не вращается в ролике, звенья поворачиваются с большим усилием, детали быстро изнашиваются. Использовать пластически деформированную цепь нельзя.
Как определить растяжение цепи: признаки и инструменты
Стандартные симптомы растяжения цепи:
- Шум. Ролики не попадают на звездочки, увеличивается провисание, передача начинает шуметь, иногда цепь бьется о корпус или соседние детали механизма.
- Вибрации. После появления зазоров каждый ролик заходит в зацепление с небольшим ударом — так в передаче усиливаются вибрации.
- Проскальзывание. Зуб звездочки входит не в то звено, проскальзывает.
- Закусывание и заедание. При пластической деформации подвижность соединений ухудшается, звенья поворачиваются с усилием.
- Слишком сильное провисание. При значительном удлинении угол провисания увеличивается, в зацеплении участвует меньше зубьев.
Если вы заметили такие дефекты, нужно выполнить диагностику растяжения цепи. Для проверки можно использовать специальный шаблон или штангенциркуль. На шаблоне обычно указываются параметры в процентах. Если измеряете штангенциркулем, то нужно проверить длину и сравнить результат с номинальным значением.
Пример измерения растяжения цепи штангенциркулем:
- 1. Вставьте губки для внутренних измерений (заостренные) между роликами на звеньях. Чтобы результат получился точнее, лучше взять 5-10 звеньев и измерять на натянутом участке.
- 2. Измерьте диаметр одного ролика и отнимите его размер от длины измеренного участка. Так вы получите точную длину звеньев.
- 3. Разделите длину на число звеньев. Получится средняя длина растянутого звена.
- 4. Сравните значение с шагом и вычислите процент, на который изменилась длина.
Если длина увеличилась меньше, чем на 0,5-0,7%, то можно продолжать использование. Если разница больше 0,7% — цепь лучше поменять.
Как избежать растяжения и увеличить срок службы передачи
У каждой цепи свой ресурс, но при нарушении правил эксплуатации срок службы уменьшается. Чтобы цепь служила дольше и не растягивалась, нужно соблюдать следующие правила:
- Следите, чтобы звенья были чистые и хорошо смазаны. Без смазки увеличивается трение, на поверхностях появляется ржавчина, ускоряется износ. Чтобы избежать работы без смазки, можно использовать сальниковые цепи: О-образные или Х-образные кольца надежно удерживают смазку в соединении.
- Не превышайте нагрузку. Слишком сильный рывок или постоянное превышение нагрузки вызывают пластическую деформацию элементов.
- Используйте цепи повышенной прочности. Если при изготовлении изделий использовалась некачественная сталь или нарушался техпроцесс — передача долго не прослужит, цепь быстро растянется и выйдет из строя.
В компании «Приводные цепи» вы можете проконсультироваться с экспертом и подобрать надежную модель для конкретных условий эксплуатации. В каталоге есть цепи для мотоциклов, квадроциклов, мотоблоков, вездеходов, ГНБ, погрузчиков и другой техники.